«Я хотел бы выкупить землю, которую сейчас арендую, и планирую это сделать благодаря закону о рынке земли», — говорит Николай Стецькив, основатель фермерского хозяйства Faynaberry во Львовской области, занимающегося выращиванием клубники.
У фермера 11 га в обработке. Правда, он тут же оговаривается, что выкупить землю быстро будет сложно, ведь для этого нужно саккумулировать капитал и оформить все документы. А текущих расходов ведения клубничного бизнеса никто не отменял.
Стецькив и такие, как он, — ключевые бенефициары введения рынка сельскохозяйственной земли, который заработает 1 июля. Мораторий на ее продажу действовал с самого начала украинской независимости, а впервые был проголосован в парламенте в октябре 2001‑го. С того времени Верховная Рада из года в год продолжала действие запрета.
Но в ночь с 30 на 31 марта 2020‑го депутаты таки проголосовали за открытие рынка земли, сделав это под давлением МВФ. Тот привязал данное действие к программе Stand By в $ 5 млрд, которые после голосования получила Украина.
«Открытие рынка земли может дать огромный толчок развитию Украины и ее агросектора, — отмечает Аруп Банерджи, региональный директор Всемирного банка по делам стран Восточной Европы. — Но еще надо продолжать работать над тем, чтобы это открытие произошло прозрачным способом».
Всемирный банк, один из главных лоббистов рынка земли, уверенно заявляет: его введение добавит 1% к ежегодному росту ВВП страны. Ранее банк давал даже больше, но поскольку Рада установила достаточно строгие ограничения в земельном вопросе, прогноз пересмотрели.
Дело не только в ВВП. Отечественная экономика в перспективе получит активов на $ 24 млрд, под которые можно будет привлекать банковское финансирование, подсчитали во Всемирном банке. При этом собственники паев смогут суммарно зарабатывать $ 3 млрд ежегодно, а местные общины благодаря продаже земли получат возможность направлять на инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу до $ 2 млрд каждый год.