«Кабинет Министров имеет право и обязанность реагировать на проблемы в компании. Это решение было принято в пакете с рассмотрением результатов 2020 года… И с этой точки зрения оно является понятным», — сказал он в интервью агентству Интерфакс-Украина.
Витренко напомнил, что если в 2019 году консолидированная прибыль Нафтогаза была больше 63 млрд грн (за счет выплаты от Газпрома по итогам разбирательств в Стокгольмском арбитраже), то по результатам 2020 года консолидированный убыток, подтвержденный международной компанией Делойт, превысил 19 млрд грн и стал первым убытком после 2015 года.
«Возвращение в не очень хорошо прошлое не может не вызывать беспокойства и не может не приводить к соответствующим решениям», — подчеркнул бывший и.о. главы Минэнерго.
Он добавил, что теперь бюджет не получит от Нафтогаза дивидендов, на которые власти рассчитывали. Витренко отметил, что подобные компании в соседних странах — Польше и Румынии — были прибыльны в прошлом году.
«Правильно сравнивать именно с этими компаниями, а не с чисто коммерческими западными, так как Нафтогаз бесплатно пользуется основными средствами, которые получает от государства», — считает он.
Витренко подчеркнул, что, кроме финансовых результатов, неудовлетворительными также оказались результаты операционной деятельности: Укргаздобыча уменьшила отпуск товарного газа и добычу валового газа, жидких углеводородов, тогда как частные компании нарастили добычу.
«Можно продолжать перечень показателей Нафтогаза, которые свидетельствуют о том, что результаты неудовлетворительные. Понятно, что есть определенные негативные внешние факторы, которые влияли на работу компании, но при этом они не могут объяснить все проблемы Нафтогаза. Для того и должен быть эффективный менеджмент, который бы эффективно реагировал на внешние проблемы и находил решения, а не просто кого-то обвинял», — считает новый глава правления НАК.
Он убежден, что «Кабинет министров имел все юридические основания, права и возможности, чтобы принимать решения и, соответственно, уволить главу правления».
Витренко объяснил, что ранее акционер делегировал наблюдательному совету ряд полномочий, но вчерашним решением Кабинета Министров были прекращены полномочия наблюдательного совета.
«И в ситуации, когда наблюдательного совета нет, Кабинет министров имеет все юридические основания, возможности и права принимать делегированные ему решения», — сказал он.
Витренко уточнил, что не принимал участия в этом голосовании и даже в презентации и обсуждении этого вопроса на Кабинете министров, а представлял его другой заместитель министра энергетики и Министерство экономики.
28 апреля Кабинет Министров уволил Андрея Коболева с должности главы правления Нафтогаза. Вместо него на эту должность назначен и.о. главы Минэнерго Юрий Витренко, который ранее был исполнительным директором Нафтогаза. Согласно распоряжению правительства, Витренко назначен главой правления госкомпании на год. Коболев заявил, что узнал о своем увольнении из новостей и заявление об отставке не подавал.
В Нафтогазе его увольнение и временное отстранение набсовета компании назвали возвращением к ручному управлению госкомпаниями.
Днем ранее Коболев и правление Нафтогаза презентовали отчет за прошлый год. Консолидированный чистый убыток группы в 2020 году составил 19 млрд грн. Представляя отчет, Коболев заявил, что компания «оттолкнулась от дна и начала генерировать прибыль». По его словам, по итогам первого квартала 2021 года Нафтогаз будет прибыльным.
Коболев возглавлял Нафтогаз с марта 2014 года. В марте прошлого года Кабмин поддержал предложение наблюдательного совета Нафтогаза продлить полномочия Коболева на четыре года — до 22 марта 2024 года.