При этом, по его словам, компания информировала президента и правительство о планах перевести государству в этом году 32 млрд грн дополнительно к налогам, передает Интерфакс-Украина.
В то же время он отверг обвинения в якобы создании компанией «дыры» в госбюджете-2021 на 10 млрд грн.
«Мы понимаем, что они рассчитывали на наши деньги — на 10 млрд грн. Наш план был заместить дивиденды тем или иным платежом (технологию можно обсуждать — от ОВГЗ до „авансирования дивидендов“) в сумме 32 млрд грн… Этот план, который я коммуницировал премьер-министру и президенту, они об этом знают», — заявил Коболев в интервью агентству.
По его словам, правительство также было заблаговременно проинформировано и о том, что вместо планируемой прибыли в финплане 11 млрд грн будет убыток. Он подчеркнул, что Нафтогаз неоднократно предупреждал о проблеме неплатежей газсбытов и необходимости сформировать резервы по этой дебиторской задолженности.
Коболев отметил, что кроме $2 млрд свободных денежных средств на счету компании, в подземных хранилищах накоплено 7 млрд кубометров принадлежащего Нафтогазу природного газа, что является подтверждением финансовой устойчивости компании.
«Таким образом, финансовым планом, который нам, к сожалению, не утвердили на этот год, мы собирались обеспечить безопасность прохождения следующей зимы, обеспечить все инвестиции в добычу и передать в дополнение ко всем стандартным налоговым платежам еще 32 млрд грн», — заявил экс-глава правления Нафтогаза.
По его словам, в последнее время у компании была очень тяжелая беседа с Минфином, «который нас обвинял, что мы какие-то деньги прячем и что-то не показываем», так как на Едином казначейском счету средств было существенно меньше, чем у Нафтогаза.
«Как руководитель, думающий и о зиме, и о других больших вызовах, таких как препятствование завершению строительства Северного потока — 2, я понимал необходимость планирования нашей деятельности с точки зрения того, чтобы Нафтогаз был финансово сбалансирован», — отметил он.
Также Коболев заявил, что Украина не может претендовать на остановку Северного потока — 2, если создаст риски прерывания транзита по своей территории.
«Что такое безопасность на следующую зиму — это достаточно денежных средств. Из $2 млрд мы 32 млрд грн, то есть более $1 млрд готовы были передать тем или иным образом в бюджет… Поэтому, когда говорят „Коболев, у тебя слишком много денег“, то, во-первых, это не у меня, а в госкомпании Нафтогаз. Во-вторых, эти деньги нужны для выполнения важных задач: это добыча, безопасность поставок, проекты и другие вещи», — подчеркнул экс-глава Нафтогаза.
По словам Коболева, компания и он выполняли задачи в рамках контракта, в том числе по максимизации трансфертов в бюджет, которые в 2020 году были рекордно высокими.
«Если кто-то хочет говорить нам, как делать, а не что делать, то так мне работать не интересно. Я лучше буду уволен за то, что делал правильные вещи, но со мной не согласился акционер, чем я сделаю неправильно, и меня потом будут увольнять осенью, когда будет пустая подземка или мы провалим другие важные проекты…», — заявил он.
Экс-глава Нафтогаза также заявил, что «не видит смысла» работать, если правила его работы изменены в сторону возвращения Нафтогаза под оперативное управление органами государственной власти, что, по его мнению, и произошло 28 апреля 2021 года.
28 апреля Кабинет Министров уволил Андрея Коболева с должности председателя правления Нафтогаза. Вместо него на эту должность назначен и.о. главы Минэнерго Юрий Витренко, который ранее был исполнительным директором Нафтогаза. Согласно распоряжению правительства, Витренко назначен главой правления госкомпании на год. Коболев заявил, что узнал о своем увольнении из новостей и заявление об отставке не подавал.
В Нафтогазе его увольнение и временное отстранение наблюдательного совета компании назвали возвращением к ручному управлению госкомпаниями.
Накануне увольнения Коболев и правление Нафтогаза представили отчет за прошлый год. Консолидированный чистый ущерб группы в 2020 году составил 19 млрд грн. Представляя отчет, Коболев заявил, что компания «оттолкнулась от дна и начала генерировать прибыль». По его словам, по итогам первого квартала 2021 года Нафтогаз будет прибыльным.
Коболев возглавлял Нафтогаз с марта 2014 года. В марте прошлого года Кабмин поддержал предложение наблюдательного совета Нафтогаза продлить полномочия Коболева на четыре года — до 22 марта 2024 года.
Юрий Витренко также пришел в Нафтогаз в 2014 году. В компании он занимал должность исполнительного директора и занимался арбитражными спорами с Газпромом. Летом 2020 года Витренко ушел из Нафтогаза, поскольку его должность в компании сократили. Тогда же он заявил, что считает Коболева неэффективным руководителем.