«Мы приняли все ключевые документы, необходимые для запуска нового рынка электроэнергии и для работы отрасли в целом. Речь идет о возложении специальных обязательств на Энергоатом, Укргидроэнерго и частично на Укрэнерго, о порядке проведения аукционов по продаже электроэнергии по двусторонним контрактам, о порядке проведения конкурса на введение новых генерирующих мощностей и другие», — рассказал изданию один из членов правительства, не пожелавший назвать свое имя.
По словам министра, решение внести эти документы в повестку дня заседания были приняты непосредственно перед его началом.
Финальную версию проектов постановлений перед их принятием правительство с госпредприятиями отрасли не согласовало.
«С Укрэнерго принятые на заседании правительства проекты решений не согласовывались. Мы не знаем, в какой редакции их сегодня утвердил Кабмин. Мы, как и все, имели возможность ознакомиться лишь с некоторыми проектами, которые Минэнергоугля недавно обнародовало на официальном сайте. Тексты этих документов, по нашему мнению, нуждаются в существенной доработке и содержат серьезные коррупционные риски. Если правительство их одобрило в таком виде, это может привести к значительным негативным последствиям в работе энергоотрасли», — сказал глава Укрэнерго Всеволод Ковальчук.
В Энергоатоме также заявили, что проект постановления о спецобязательствах официально с госпредприятием не обсуждался.
Представитель президента в Кабмине Андрей Герус, который присутствовал на заседании, написал в Facebook, что Кабмин принял три постановления, которые касаются введения нового рынка электрической энергии.
«К сожалению, это было немного странное заседание Кабинета Министров, когда одним пакетом были проголосованы решения, которые не были в повестке дня и даже не были озвучены с голоса. Некоторые решения, которые, как потом оказалось, были приняты, даже не были в перечне вопросов, которые рассматривались (и это зафиксировано)», — отметил он.
Герус добавил, что «некоторые решения, которые сегодня рассматривались КМУ, очевидно, содержат дискриминационные нормы, ставящие государственные компании в худшие условия, а частные энергетические компании получают привилегированное положение».
По его словам, на некоторые решения, которые были приняты вчера, жаловались иностранные компании, которые рассматривали возможность инвестировать в генерирующие мощности в Украине.
«Нарекания иностранных компаний сводились к тому, что такие новые правила ограничивали конкуренцию и создавали преимущество отдельным локальным энергетическим компаниям», — заявил он.
21 мая Герус писал в Facebook, что Кабмин хочет возложить на госкомпании спецобязательства в размере около 80 млрд грн в год.
«Причем на частные компании ДТЭК такие специальные обязанности не будут наложены — они будут получать сверхприбыли, и еще дополнительно заработают более 10 млрд грн на этой «реформе», — отмечал он.