Такое мнение он высказал в колонке, опубликованной на сайте проекта Project Syndicate.
«Неолиберальный эксперимент — снижение налогов для богатых, дерегуляция рынков труда и товаров, финансиализация и глобализация — оказался впечатляюще провальным», — отметил он.
Стиглиц подчеркнул, что сейчас темпы роста ниже, чем были во время 25-летнего периода после Второй мировой войны. При этом большая часть этого роста пришлась на самых богатых.
«После десятилетий стагнации или даже падения доходов тех, кто расположен на шкале доходов пониже, неолиберализм должен быть объявлен мертвым и похоронен», — написал экономист.
По его мнению, неолиберализм можно заменить прогрессивным капитализмом, который основывается на четырех приоритетах. Первый из них — восстановление баланса между рынком, государством и гражданским обществом.
«Медленный экономический рост, растущее неравенство, финансовая нестабильность и ухудшение состояния окружающей среды — это проблемы, порождаемые рынком. Следовательно, рынок сам по себе преодолеть их не может. Власти обязаны ограничивать рынки и придавать им форму через регулирование по охране окружающей среды, в сфере здравоохранения, техники безопасности и так далее. Задача правительства также состоит в том, чтобы делать то, что рынок не может или не будет делать. Например, активно инвестировать в фундаментальные исследования, технологии, образование и здравоохранение», — подчеркнул Стиглиц.
Второй приоритет — признать, что «богатство наций» является результатом научных исследований и социальной организации, которая позволяет большим группам людей работать вместе для общего блага. Стиглиц отметил, что рынки по-прежнему играют решающую роль в содействии социальной кооперации, но они служат этой цели только в том случае, если этого требует закон и демократическое общество. В противном случае люди могут богатеть, эксплуатируя других, и основывать свое богатство на сдаче имущества в аренду, а не на подлинной изобретательности.
Третий приоритет — борьба с концентрацией рыночной власти. Доминирующие компании могут скупать потенциальных конкурентов и создавать барьеры для входа.
Четвертый приоритет — разорвать связь между экономической властью и политическим влиянием. Стиглиц отметил, что в США богатые люди и корпорации могут без ограничений тратить деньги на выборы.
«По мере того, как США приближаются к фундаментально недемократической системе „один доллар — один голос“, система сдержек и противовесов, столь необходимая для демократии, вероятно, не сможет удержаться: ничто не сможет ограничить власть богатых. Это не только моральная и политическая проблема: экономики с меньшим уровнем неравенства на самом деле функционируют лучше. Таким образом, прогрессивно-капиталистические реформы должны начинаться с сокращения влияния денег в политике и уменьшения неравенства», — написал экономист.
Стиглиц подчеркнул, что прогрессивный капитализм не является оксюмороном.
«Скорее, это самая жизнеспособная и яркая альтернатива идеологии, которая явно потерпела неудачу», — добавил он.