Доходов от экспорта природного газа больше не хватает для субсидирования работы Газпрома на российском рынке. Об этом заявил заместитель начальника департамента (экономической экспертизы и ценообразования российского монополиста Виктор Яценко, сообщает Интерфакс.
«Давайте будем честными по отношению друг к другу и признаемся, что вот эта „перекрестка“, когда мы за счет экспорта поддерживали внутренний рынок, — такой ситуации, наверное, уже больше не будет. Те цены в $400−500, которые мы когда-то видели, — какое-то поколение после нас, дай бог, увидит. Этой подушки больше нет. Я думаю, что до руководства министерств и ведомств это дойдет через некоторое время, они это осознают», — отметил Яценко.
По подсчетам Интерфакса, уровень экспортного паритета (то есть когда экспорт оказывается менее доходным, чем поставки в соответствующие крайние западные регионы России) для поставок по Северному потоку составляет примерно $125 за тысячу кубометров (на выходе на германский берег), а при поставках через Украину — $146 (на входе в Словакию). Минувшим летом спотовые цены на газ в Европе опускались значительно ниже этих уровней. Впрочем, в наиболее слабый за этот год третий квартал Газпром показал среднюю цену экспорта в дальнее зарубежье на уровне $170 за тысячу кубометров.
По словам Яценко, «в соответствии с тем, что пропадает подушка, надо посмотреть наши темпы (роста цен и тарифов, — ред.). С 2014 по 2019 год цены на газ выросли на 20%».
«При этом инфляция выросла на 57%, а налог на добычу природных ископаемых для Газпрома вырос на 60%. Как вам экономика процесса, которая складывается? Уже не говорю, что с 2015 года не поднимались тарифы на транспортировку газа», — добавил он.
Комментируя перспективы разрешения проблем российского рынка газа в преддверии запуска с 2025 года единого рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Яценко признал: «Есть такое ощущение, что все проблемы, которые у нас сидят внутри, мы в том или ином виде перенесем в общий рынок газа».